Концепция КПНС

Необходимость разработки настоящей концепции вызвана острой потребностью в повышении эффективности существующего процесса реализации механизма, направленного на защиту лиц, пострадавших от семейного насилия, и профилактики насилия в семье; содействие в реабилитации пострадавших от насилия через предоставление услуг незамедлительной межведомственной поддержки, в формировании обязанностей всех субъектов, задействованных в защите лиц, пострадавших от насилия через КПНС, определению форм участия всех субъектов в социально – правовой защите от семейного насилия, необходимостью усиления координации и взаимодействия всех субъектов по защите от насилия: правоохранительных государственных органов, судов аксакалов, государственных организаций в пределах своей компетенции — системы образования, здравоохранения, социальной службы, органов местного самоуправления, обеспечивающих взаимодействие между социальными организациями, правоохранительными органами и органами территориального общественного самоуправления, другими субъектами по предупреждению и пресечению насилия в семье.
Таким образом, Концепция определяет основы и регулирует отношения, направленные на предупреждение и профилактику насилия в семье, обеспечение социальной и правовой защиты лиц, пострадавших от насилия в семье.
Осуществление законов и политики по реагированию на насилие в отношении женщин и девочек
Государство постепенно внедряют законы и политику по предупреждению насилия в отношении женщин и по реагированию на такое насилие. Тем не менее осуществление этих норм по прежнему идет медленными темпами. Наибольший успех здесь имеют меры с использованием межсекторальных стратегий, включающих партнерские связи между правительствами и организациями гражданского общества; эффективные системы предотвращения и услуги по поддержке для жертв насилия; достаточные бюджетные средства; масштабный сбор и анализ данных; конкретные сроки и целевые показатели; а также надежные механизмы контроля и оценки Таким образом, эти элементы имеют решающее значение для выявления инициатив, которые с наибольшей вероятностью будут давать максимальные результаты.

Эффективная комплексная стратегия реагирования должна предусматривать не только уголовную ответственность за акты насилия в отношении женщин и девочек, но и принятие превентивных мер и мер по оказанию поддержки жертвам насилия, с тем чтобы они могли получить доступ к правосудию.

Статистика: На 2011 год число зарегистрированных преступлений по фактам семейного насилия составляет 2272 случай. Из них физическое насилие составляет 1950 случаев, что составляет 85, 8% от общего числа. Причинение различного вреда здоровью и хулигантсво составляют 1008 случае (44, 36 %). Как правило, многие факты насилия в отношении женщин и девочек остаются не зафиксированными и в реальности их существенно больше, чем показывает официальная статистика.
Опыт работы кризисных центров показывает, что правоохранительные органы информируют в основном только о самых тяжких случаях насилия. Почти каждый второй случай насилия в отношении женщины происходит с нанесением вреда здоровью и в большинстве случаев насильник остается безнаказанным. В Кризисные центры растет количество обращений — так за 2011 год зафиксировано 4520 случаев, что составляет 50, 26 % от общего количества от зарегистрированных преступлений по фактам семейного насилия.
Исходя из этих данных видно, что растет количество лиц, обращающихся в правоохранительные органы по фактам семейного насилия и причинения физического насилия в отношении женщин.
2.Обоснование
Концепция КПНС разработана на основе общепризнанных принципов международного права, норм Всеобщей декларации прав человека, Конвенции по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, нормах иных международных договоров Кыргызской Республики, Конституции Кыргызстана, иных норм национального законодательства.
Во Всеобщей Декларации прав человека излагается фундаментальное право человека на свободу от насилия и жестокого обращения. Статья 3 предусматривает, что «каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность». Статья 5 предусматривает, что «никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию». В Международном Соглашении о гражданских и политических правах также предусматривается, что «каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь» (Статья 6) и что «никто не должен подвергаться жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию» (Статья 7).
Концепция учитывает опыт государственного регулирования, направленный на профилактику и пресечение семейного насилия путем применения социально-правовых воздействий на случаи насилия в семье, согласно Закону КР «О социально-правовой защите от насилия в семье», принятому в 2003 году и определяет основные цели, принципы и приоритеты в части выработки эффективного механизма защиты круга лиц, пострадавших от семейного насилия и подпадающих под защиту положений названного Закона, и требований о наложении ряда ограничений к лицам, виновным в совершении семейного насилия.
Одной из важнейших целей Концепции должно стать практическое воплощение механизма межведомственного взаимодействия в вопросах предотвращения насилия в семье. Необходимость создания такого механизма в решении вопросов семейного насилия обусловлена нарастанием числа преступлений, совершенных на бытовой почве и, в частности, в семье.
Стабилизирующая тенденция должна исходить от государства и трансформироваться в эффективные формы пресечения, предупреждения, профилактики семейного насилия и оказанию социальной поддержки. Для этого Концепция прописывает пути взаимодействия субъектов и принципы их взаимодействия по защите от насилия.
Механизм межведомственного сотрудничества направлен на устранение пробела в реагировании на насилие со стороны государственных и негосударственных структур
При создании КПНС должно быть разработано положение о КПНС.
Концепция включает в себя следующее:
Уточнение обязанностей всех субъектов, задействованных в защите лиц, пострадавших от семейного насилия в КПНС
Четкое определение круга субъектов, подпадающих под защиту со стороны КПНС
Внедрение указанного механизма позволит более эффективно предотвращать факты насилия в сообществах, поскольку предлагаемый механизм предлагает наладить взаимодействие между субъектами и совместно реагировать на факты насилия, и предотвращать.
При подготовке Концепции учтено мнение экспертного правозащитного сообщества, представителей ведущих авторитетных международных организаций, женских НПО Кыргызстана. В плане соответствия стандартам для предотвращения и борьбы с дискриминацией и насилием в отношении женщин текст Концепции был соотнесен с ключевыми международными документами, имеющими обязательную юридическую силу — Конвенцией по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Стамбульской Конвенцией.
В целом Концепция позволит отпилотировать механизм и создать пример эффективного взаимодействия и реагирования на ситуации семейного насилия, отвечающую минимальным мировым стандартам в области прав женщин.
Принятие Концепции послужит усилению цивилизованного подхода государства и местного сообщества к вопросам обеспечения защиты прав пострадавших от семейного насилия.